Strannik |
Дата: Вторник, 17.12.2013, 11:12 | Сообщение # 1Offline |
|
Макроэкономическая среда в России, определяющая уровень конкурентоспособности отраслей и фирм, за годы рыночных преобразований еще не стала достаточно зрелой, детерминанты конкурентных преимуществ развиты в разной степени. Наиболее развитая сторона российского "ромба конкурентоспособности" - факторные условия. Но и они далеко не однородны. По обеспеченности природными ресурсами Россия опережает подавляющее большинство стран: она располагает 33% мировых промышленных запасов природного газа, 18% - угля, 13% - нефти, 50% - ванадия, 14% - никеля, 12% - алмазов. (3) Это позволяет наращивать добычу сырья и занимать ведущие позиции в мире по производству нефти, газа, угля, железной руды, стали, цемента и другой продукции. По всеобщему убеждению, богатые природные ресурсы - одно из безусловных конкурентных преимуществ России, на которое она может и должна опираться в обозримой перспективе. Но такая точка зрения верна лишь отчасти. В наших недрах имеется далеко не все необходимое для обеспечения производства. В рудных месторождениях практически не встречается марганец, мало хрома, титана, свинца, цинка, ртути и т.д. Невелик потенциал по золоту, урану, бокситам. В силу географического положения месторождений разработка отечественных минерально-сырьевых ресурсов сопряжена с более высокими материальными затратами, чем в подавляющем большинстве стран мира. Почти 95% территории нашей страны находится в северных широтах, выше широты, по которой проходит, например, северная граница США. По этой причине в России выше эксплуатационные расходы на добычу сырья. Из-за громадной протяженности территории в общих издержках более значительны, чем в среднем в мире, транспортные расходы, которые к тому же в последние годы неуклонно растут. Конкурентное преимущество, в основе которого лежит обеспеченность сырьевыми ресурсами, нивелируется, таким образом, их сравнительной дороговизной. К тому же такое преимущество, как показывает практика, характерно своей нестабильностью из-за колебаний мировых цен и не может быть вечным в силу невосполнимости ресурсов.
|
|
|
|
Strannik |
Дата: Вторник, 17.12.2013, 11:12 | Сообщение # 2Offline |
|
Вторая сторона нашего "ромба конкурентоспособности" - условия спроса в стране, связанные с его объемом, структурой и характером роста, механизмами передачи предпочтений внутреннего рынка на рынки других стран - пока еще слабо стимулирует предприятия и фирмы к повышению качества и потребительских свойств выпускаемой продукции. В последние годы прошлого века внутренний спрос на товары и услуги сокращался. Его объем в сопоставимых ценах, интерпретируемый как величина ВВП за минусом чистого экспорта, уменьшился в 2000 г. по сравнению с 1992 г. примерно на 22%. При этом расходы на конечное потребление выросли на 2%, а валовое накопление уменьшилось более чем на 56%, что негативно сказалось на инвестиционных процессах. Стремительное сокращение объемов инвестиций против дореформенного уровня заметно сузило поле деятельности почти для всего отечественного машиностроения. С ограниченностью спроса столкнулись предприятия оборонной промышленности: после окончания "холодной" войны государство серьезно сократило расходы на оборону и связанные с ней ИР. Наряду с этими факторами, сжатие спроса также провоцировали непрекращающаяся инфляция, которая обесценивала доходы предприятий и населения, и проводившаяся властями сравнительно жесткая денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение умеренной нехватки денег в обращении. Падение совокупного спроса в 90-х годах могло бы оказаться в итоге еще большим, если бы параллельно не происходило увеличение ресурсоемкости отечественного производства. Заметную амортизирующую роль играло также то, что уменьшение спроса в классической денежной форме компенсировалось весьма масштабным распространением в промышленности и торговле спроса в товарной форме - бартера. В целом же величина внутреннего спроса не играла в 90-х годах роли побудительного мотива к увеличению производства и его модернизации. Она, скорее, выступала тормозом развития предприятий. Ограниченность внутреннего спроса для добывающих отраслей, металлургии, химии, лесопереработки и предприятий обороной промышленности компенсировал спрос внешних рынков.
|
|
|
|